Первый ОФД. Актуальное про кассы и маркетинг в 2018-м

Полтора года назад государство сделало еще один существенный шаг на пути к развитию бизнеса в стране. Благодаря новой реформе, вступил в силу федеральный закон №54, по которому с июля 2017 года розничный бизнес обязан осуществлять передачу данных о всех продажах в режиме реального времени в ФНС России через ОФД (оператора фискальных данных). ОФД – это «организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных».

Чтобы выяснить какие преимущества раскрываются перед бизнесом, мы поговорили с нашими партнерами из компании «Первый ОФД» Сергеенко Егором, руководителем отдела маркетинга, и Заяшниковым Денисом, директором по эксплуатации.

R: Расскажите о себе и о целях работы на рынке?

С.Е: Компания АО «ЭСК» (бренд Первый ОФД) специализируется на предоставлении услуг по передаче фискальных данных от контрольно-кассовой техники в налоговые органы. Первый чек по новому порядку в Российской Федерации был принят Первым ОФД 19 сентября 2016 году. 

На текущий момент компания занимает одну из лидирующих позиций среди операторов фискальных данных. Первому ОФД доверяют крупнейшие федеральные и региональные торговые сети, такие как METRO C&C, Х5 Retail Group, Билайн, АШАН, Мария-Ра, KFC, Zolla, Rendez-Vous, Эльдорадо, Спортмастер, БИЛЛА, ВКУСВИЛЛ, Fix Price, Gloria Jeans и многие другие, а также более 160 000 представителей малого и среднего бизнеса.

Вся деятельность Первого ОФД направлена на облегчение жизни предпринимателей, обязанных передавать в ФНС сведения о расчётах через оператора фискальных данных. Кроме того, участвуя в пилотных проектах по маркировке товаров, компания помогает государству решать важную задачу по выстраиванию прозрачной системы товарооборота. 

R: С какими проблемами в отрасли и мобайле Вы сталкивались и какие решения для себя нашли?

С.Е: Россия - 12-я страна в мире, которая ввела систему электронных чеков. Первой была Южная Корея. Для наших партнеров в Европе и Америке это еще недостижимая высота по разным причинам. Это прорывная технология и очень сложный бизнес, имеющий далеко идущие последствия для страны в целом. Система с ОФД выводит из тени плохих ребят и поддерживает хороших. Главный принцип – привести бизнес к одним условиям – создать для крупных компаний и мелких ИП равные условия работы. Все должны одинаково пробивать чеки.

Бывает, что ИП по старой привычке пытаются сдать отчет в налоговую меньше, чем показывают кассы. Этот вопрос даже вынесен в отдельную ветку на нашем сайте: «Запросы от УФНС», где мы говорим о том, что все данные о чеках напрямую от нас передаются в службу УФНС по зашифрованным каналам со стороны касс. Эти каналы невозможно расшифровать. Имеют место случаи, когда параллельно РАРУ (федеральной службе по регулированию алкогольного рынка), ФНС также запрашивает у нас данные с ККТ о времени приобретения алкоголя. В силу расхождений у разных систем, необходимо исключить шанс, что чек был пробит позже установленного законом срока. Бывает, что запрашивают суды, но в основном это делают все-таки УФНС. В их базе эта информация также есть, но в нашей системе эти запросы обрабатываются оперативнее. Кроме того, хранение и передача чеков - наша задача.

З.Д: Дополню. Пожалуй, самые сложные моменты – этапы перехода от стандартной системы пробивания чеков и учета к автоматизированной электронной системе кассового контроля. Первый скачек был 16 февраля 2017, потом 1 июля 2018, третий переход запланирован на 1 июля 2019 года. Массово принимать рынок, довольно сложно! Бывало необходимо принять в день до 30 тыс. касс. В такие моменты наши каналы терпят большую нагрузку, бывает, что мы с Вами отключаем Viber канал, дублирующий SMS, чтобы его не перегружать. Хотя крупные компании к таким переходам начали готовиться заранее, чтобы первые чеки отправлялись уже в день вступления закона в силу.

R: Можно ли как-то сгладить эти пики, возможно, с помощью маркетинга?

С.Е: Сгладить пики почти невозможно, т.к. переход всегда связан с началом дополнительных трат, и каждое юридическое лицо старается максимально оттянуть этот момент. В прошлом году был переход крупного бизнеса, и этот переход был более организован, ритейлеры начали готовиться к нему за год, устраивать тендеры и проводить интеграцию. Переход этого года – это переход ЕНВД-шников, в следующем году готовится переход оставшихся – малый бизнес и частное предпринимательство. Кто-то при этом захочет или уже захотел «уйти в тень», но основная масса рынка все же присоединится к этой системе. Ведь закон для всех один. Прямая зависимость количества касс и объема штрафа делает свое дело. Чем крупнее бизнес, тем больше санкции и сильнее самосознание. Управленцы не готовы идти на такие риски, да и плюсов в переходе гораздо больше, чем минусов и все это понимают.

R: Что Вы можете сказать о конкуренции в отрасли?

С.Е: На нашем рынке всего 19 компаний, получивших лицензию от государства. Наличие такого количества конкурентов в начале формирования рынка позволило развить правильную конкурентоспособность между операторами ОФД и создавать полезные сервисы для предпринимателей. Мы, например, сделали мобильное приложение, с расширенной аналитикой. Конкуренция позволяет нам сделать набор инструментов для бизнеса шире.

Также мы взяли на себя обязанность раскрыть возможности экономии средств для бизнеса при установке оборудования и покупки касс нового образца. В рамках реформы о возврате государством средств за покупку новой кассы мы более подробно провели консультацию по налоговому вычету, использовали IVR (голосовые звонки) для вовлечения ЦА. Рассказали бизнесу, что государство вернет налоговый вычет до 18 тыс. рублей с покупки кассы нового образца. Это помогало немного сгладить недовольства при переходе у среднего и малого бизнеса, т.к. эта сумма полностью покрывает новые затраты. Возвращать налоговые вычеты, наверное, самое приятное из занятий, связанных с этим учреждением.

R: Правда ли, что с появлением у компании кассового оборудования нового образца снижается частота проверок налоговых органов?

С.Е: Да, верно. Чем прозрачнее кассовая деятельность, тем меньше проверок. Внедрение умных касс позволяет уменьшить контакт с налоговыми органами, в связи с чем, меняется и отношение к этому виду государственных служащих.  

R: Какой все-таки процент рынка B2C уже подключились к новой системе?

С.Е: Для крупного бизнеса не подключение к системе грозит огромными штрафами, всем наверняка известна ситуация с ПЛЕЕР.РУ. Поэтому все уже перешли. Если кто-то еще остался, это единицы. Гораздо проще «остаться на светлой стороне», чем попасть на визит в ФСБ и налоговые службы. Плюс ко всему, перед компаниями открываются новые возможности анализа касс. Например, сбор маркетинговых данных.  

R: Много ли компаний уже сейчас используют этот инструмент как маркетинговый? И какую именно аналитику мы можем для себя почерпнуть?

З.Д: Минимальная статистика, которая доступна клиентам, уже есть в каждом личном кабинете партнера. Если раньше были амбарная книга и данные о выручке в день, то теперь открыв статистику в личном кабинете, представитель компании в online-режиме может отследить продажи по часам, по отдельным кассам, общее количество чеков за период и какие позиции продаются ежечасно. Это очень полезно во время маркетинговых активностей. Теперь можно оперативно вносить изменения (например, высылать поддерживающие промо-коды на менее продаваемые позиции), таким образом, управлять ходом распродаж.

Держать руку на пульсе порой очень важно. Например, если продаж нет более часа - это может быть сигнал о том, что магазин, скорее всего, закрыт (не требуется даже ехать проверять, чтобы понимать, что бизнес перестал работать).

R: Какая поддержка оказывается со стороны государства. Какие плюсы получают юр. Лица в первую очередь и покупатели?

С.Е: Первое, о чем надо сказать: несоблюдение закона предусматривает наказание в виде штрафных санкций, соответствующих размеру бизнеса и объемам продаж. Но есть и положительный момент. Для предпринимателей в 2018 году вышел новый закон, позволяющий ИП работавшим на ЕНВД или ПСН получить налоговый вычет в сумме до 18 000 руб. с 1.01.2018 по 31.12.2018 г.

Другой вопрос – это сохранение данных чека для покупателя. Через приложение УФМС можно отсканировать любой чек и сохранить его у себя в личном кабинете. Это избавляет нас от хранения кучи ненужных бумажек. Думаю, что в будущем страна вовсе откажется от бумажных чеков. Помимо затрат на их производство, это еще и не очень надежный носитель информации: выцветают, рвутся или теряются.  А как сохранить бумажный чек, если гарантия на товар 5-10 лет? Только через приложение, сохранив его в памяти.

R: Расскажите о том, почему вы выбрали в качестве SMS-партнера Rapporto? Какие плюсы Вы видите в работе с нами? Какие каналы связи используете?

З.Д: Мы используем Viber и SMS-рассылки (для передачи чеков), пару раз пробовали делать голосовые рассылки с помощью IVR. 

Раппорто известная компания с хорошей репутацией. Система стала работать эффективнее. До вас мы сменили не одного SMS-партнера. Нам есть с чем сравнивать, поэтому смело отмечу несколько жирных плюсов. Отдельное спасибо за то, что вы всегда заранее уведомляете нас о будущих изменениях, за счет чего у нас есть возможность оперативно внести правки в договора с нашими партнерами. А не вносить эти изменения после объявления операторами постфактум об увеличении стоимости за SMS. Для нас это важно. С вашей помощью мы смогли снизить цены для наших клиентов на SMS-чеки. С другими партнерами мы работали по завышенным тарифам, что было не комфортно для рынка.  

R: Какие вы видите преимущества и недостатки коммуникации через мобайл в Вашем сегменте?

З.Д: Мы не наблюдаем ярко выраженных недостатков. Пожалуй, только в том случае, когда запросы от клиентов приходят к нам во Vkontakte  или на Facebook. Эти заявки обрабатываются не фиксируемо по времени, поэтому мы стараемся привязать их к сервисным, и перенаправляем на info. Применение чат-ботов в нашем случае при поддержке клиентов, оказалось неэффективным.

R: Как Вы сами относитесь к мобильной рекламе в целом, а также в Viber и по SMS?

З.Д: Я привык к рекламе, она меня не смущает. Что касается гаджетов, так я отдаю предпочтение 2-м мобильным, а не лэптопу, даже дома. Все что мне нужно всегда под рукой, для необходимых программ есть мобильные приложения, которые позволяют мгновенно решать возникшие задачи.

R: Воровство сотрудниками магазинов - тема которая волнует каждый бизнес. Расскажите, как онлайн-кассы позволяют уходить от этого?

С.Е: Возьмем такую ситуация, если, например, сотрудник принес товар и продает его в магазине. Этот момент решается с помощью касс: во-первых, продукт не поставлен на приход и выбить на него чек продавец не может. А во-вторых, с раскрытием темы чеков и появлением на них QR-кодов самосознание у клиента и продавцов выросло. Покупатель четко оценивает ситуацию, если ему не выдали чек. Фискальные документы стали сложными. Теперь по каждому из них можно получить подробную выписку на e-mail, кроме того, можно сфотографировать приложением, которое сделало УФМС, проверить на подлинность и сохранить его на случай возникновения проблем.

R: Что для Вас значит понятие "проблема коммуникации" и как Вы ее решаете?

С.Е: В настоящее время «проблемы с коммуникациями» сводятся к одному – отсутствие интернета. Иногда возникают природные или другие форс-мажорные обстоятельства, приводящие к отключению населенного пункта от интернета. Но и с этой «проблемой коммуникации» мы с вами уже научились работать. Например, в памяти фискального накопителя чеки могут храниться до 30 дней. В данном случае, крайне маловероятно, что перебои со связью не будут улажены магазином в течение данного периода. Тем более, что для передачи фискальных документов достаточно непродолжительного сеанса связи с ОФД.

R: Дайте экспертную оценку, тому, как будет развиваться мобайл и что уже сейчас нужно сделать сейчас, чтобы не остаться за бортом?

С.Е: В настоящее время вся система работает практически без участия человека. На мой взгляд, развиваться мобайл будет в контексте аналитики, оперативного оповещения о товарных недостатках на полках – т.е. система сама будет не только собирать и передавать чеки, но и на основании фискальных данных создавать аналитику и управляющие системы для торговли.

 

R: В чем Вы видите развитие мобильного маркетинга. Какие тренды в коммуникациях планируете использовать?

С.Е: Мы видим будущее в мобилизации и оперативном решении возникающих в отрасли проблем, с наименьшими затруднениями в этом направлении. К примеру, в нашем мобильном приложении есть не только информация по кассам, статистика, но и горячие кнопки вызова мастера, если проблемы возникают с кассой и их необходимо оперативно решить. «Скорая помощь» (наши технические службы) оперативно свяжутся с пользователем и по необходимости осуществят выезд на точку, чтобы устранить проблемы.