Банки могут отказаться от услуг операторов в пользу инноваций

Об операциях с банковскими картами теперь можно узнать не только через СМС но и с помощью специальных приложений. На российский рынок выводят push-технологию для мгновенного оповещения клиентов банка. По словам разработчиков, информирование клиентов станет в 10-20 раз дешевле, чем услуги операторов мобильной связи, которые в прошлом году в очередной раз повысили цены на свои услуги.

Теперь в режиме всплывающего окна, клиенты банков смогут отслеживать движение собственных денежных средств. Для этого им необходимо один раз установить специальное приложение. Порядка 20 российских банков уже тестируют данную push-технологию.

Как сдерживающий закон породил инновацию?

Раньше банкиры и операторы платежных систем не экономили на оповещениях клиентов, но после очередного повышения цен стали задумываться о более экономичном варианте.

Push-технологии, использующиеся в работе мобильных мессенджеров. Мессенджеры были разработаны для смартфонов, которые в свою очередь заслужили широкую популярность только пару лет назад.

В силу того, что банки уже давно и прочно построили систему СМС-уведомлений с операторами мобильной связи и крупнейшими Российскими СМС-агрегаторами, сложно было уходить от готового решения в сторону неизвестности.

В начале 2014 года был принят ФЗ «О национальной платежной системе» обязывающий банки и платежных операторов информировать клиента о любых операциях по его карте. И многие банки тогда пошли на хитрости: пароли банк отправляет бесплатно, а движения по карте клиент должен оплачивать самостоятельно, эта подключаемая услуга колеблется, стоимостью от 60 до 100 р. в мес.

А что касается push-уведомлений, то о них и речи быть не могло, поскольку эти технологии не подразумевали корпоративного подключения юридических лиц, а следствие общаться по ним можно только в личных целях.

Вся безвыходность банков в данном случае, не могла не спровоцировать операторов повышать цены на СМС-уведомления, по этой причине даже было много скандалов в СМИ.

Цена на СМС подорожала расти: с 0,05 р. до 0,40, а затем и до 0,80 р. На основании чего, разработчики и решили адаптировать известные push-технологии под работу с кредитными организациями, что обошлось бы банкам в символическую плату.

Разработчики инноваций

В. Королев, с 2014 года сам работал в банке на протяжении долгого времени. Он был вдохновлен тенденцией роста цен операторов. С этой идеей он ушел из банка, собрал собственную команду программистов, которые и помогли воплотить желаемое в действительность: разрабатали приложения для всех трех мобильных платформ. На разработку было потрачено несколько миллионов собственных средств Владислава.

Такая система, не привязанная к сервисам операторов связи, может привезти к потере весомой части доходов операторов. В месяц малые банки отправляют от 1,5 млн сообщений, а крупные делают СМС-траффик до 10 млн сообщений. А если все российские банки в среднем в месяц рассылают клиентам около двух млрд сообщений, при средней цене 30 копеек, то возможные потери для операторов, составят примерно 600 млн рублей в месяц.

Комментарии операторов

Руководитель направления по работе со СМИ компании «МТС» Д. Солодовников, сообщил, что повышения цен на СМС-рассылки не было. Но отметил, что при борьбе со спамом, еще в июле 2013 года оператор стал переводить работу с СМС агрегаторами и банками на прямые договора. Вместе с чем, МТС установил новую тарифную шкалу, в рамках которой средневзвешенная цена за СМС для банка оказалась не выше прежней, а цена 1-го СМС зависит от объемов рассылок.

Нечто похожее сообщил и представитель «Мегафон». В конце 2014 года оператор пересмотрел шкалу цен на услуги. Для банков была создана специальная опция, распространяющаяся на транзакционный трафик (обязательные уведомления банка о состоянии счета). Ее стоимость 0,30 коп и условия данной опции не менялись.

Представители «Вымплеком» (бренд Билайн) стоимость СМС-информирования для банков раскрывать не стали, сославшись на коммерческую тайну.

Обратная сторона медали

В свою очередь IT-директор «Акбарс-Банка» Т. Кушарев рассказал, что цен в 0,25 и 0,30 копеек за СМС им никогда не предлагалось, в среднем 0,60 копеек.

Это должно было произойти. Когда рамки сужаются. Нам необходимо искать пути для отступлений, что и случилось сейчас.

Уже сейчас появились минимум три компании разработчики push-технологий, а кто-то уже тестирует готовый продукт.

Основные опасения банков по внедрению новых технологий информирования связаны с возможным не желанием скачивать клиентами эти приложения.